Решение о признании ООО ПКФ «Гюнай» банкротом

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

30 ноября 2022 года                                                  Дело №А41-67767/22

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2022 года

 

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Морхата П.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Разяповым Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Публично-правовой компании «Фонд развития территорий»

о признании ООО ПКФ «Гюнай» (ИНН 5009002812) несостоятельным (банкротом),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

— Министерство жилищной политики Московской области (адрес: 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 4, корп. 1, секция «Г»),

— Главное управление государственного строительного надзора Московской области (143103 Московская область, г. Руза, ул. Солнцева, д. 11),

— Администрация городского округа Домодедово Московской области (142000, Московская область, г. Домодедово, мкр. Центральный, пл. 30-летия Победы, д. 1);

— Правительство Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д.1),

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

 

ППК «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) 08.09.2022 представило в Арбитражный суд Московской области в электронном виде посредством системы подачи документов «Мой арбитр» заявление о признании ООО ПКФ «Гюнай» (ИНН 5009002812) (далее – должник) несостоятельным (банкротом).

Определением от 05.10.2022 по делу № А41-67767/22 Арбитражный суд Московской области заявление Фонда о признании несостоятельным (банкротом) ООО «ПКФ «Гюнай» было принято к рассмотрению. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищной политики Московской области (адрес: 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 4, корп. 1, секция «Г»).

Определением от 07.12.2022 по делу № А41-67767/22 в дело о признании ООО «ПКФ «Гюнай» (ИНН 5009002812) несостоятельным (банкротом) вступил заместитель прокурора Московской области.

Определением Арбитражного суда Московской области от 24.10.2022 по делу № А41-67767/22 привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

— Главное управление государственного строительного надзора Московской области – Главгосстройнадзор Московской области (ИНН 7707029720, почтовый адрес: 123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, корп. 1);

— Администрация городского округа Домодедово Московской области (142000, Московская область, г. Домодедово, мкр. Центральный, пл. 30-летия Победы, д. 1);

— Правительство Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д.1).

В судебном заседании представитель заявителя просил признать должника несостоятельным (банкротом) и ввести процедуру конкурсного производства.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом. Аналогичные положения содержатся в ст. 223 АПК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве лицо, привлекающее денежные средства и (или) имущество участников строительства (далее – застройщик), – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

В заявлении ППК «Фонд развития территорий» содержится информация о том, что ООО ПКФ «Гюнай» является застройщиком.

ООО «ПКФ «Гюнай» в отзыве данный факт подтверждает.

От должника посредством электронного сервиса «Мой арбитр» (17.10.2022 21:08) поступили возражения.

До разрешения спора по существу заявитель в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) уточнил заявленные требования.

Представитель заявителя представил в суд уточненное требование, в котором просит утвердить конкурсным управляющим Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Гюнай» арбитражного управляющего Лепиева Адама Алуевича, члена АССОЦИАЦИИ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ» (109240, г. Москва, Котельническая наб., д.17), соответствующего требованиям статей 20, 20.2, 201.1 Закона о банкротстве и аккредитованного публично-правовой компанией «Фонд развития территорий».

Арбитражный суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточнения и приобщил их к материалам дела.

Представитель заявителя поддерживает заявленные уточненные требования.

Представитель должника ходатайствовал об отложении рассмотрения заявления для разрешения вопроса с кредитованием организации должника и изыскания средств для достройки объектов строительства.

Представители Министерства жилищной политики Московской области, Главного управления государственного строительного надзора Московской области, Администрации городского округа Домодедово Московской области, Правительства Московской области поддержали ходатайство должника об отложении рассмотрения заявления для разрешения вопроса с кредитованием организации должника.

В части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации статьи арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Исходя из указанных норм права, отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, самостоятельно решает вопрос об отложении судебного разбирательства.

Обоснованных причин невозможности рассмотрения дела не представлено, оснований для отложения судебного заседания, суд не усматривает.

Арбитражный суд полагает, что у должника имелось достаточно времени для погашения задолженности.

Обоснованных причин невозможности рассмотрения дела не представлено, оснований для отложения судебного заседания суд не усматривает.

Ходатайства должника и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, об отложении судебного заседания судом отклонены как необоснованные.

Арбитражный суд рассматривает заявление о банкротстве должника по существу.

В соответствии со ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, что является признаком банкротства.

Фонд в силу положений параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве обладает специальными полномочиями по подаче заявлений о признании должников, являющихся застройщиками, несостоятельными (банкротами), в том числе в случаях, если он не является кредитором застройщика.

В силу п. 2.7 ст. 201.1 Закона о банкротстве арбитражный суд рассматривает обоснованность заявления о признании должника банкротом по общим правилам, предусмотренным ст. 48 Закона о банкротстве с учетом особенностей и изъятий, установленных параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве лицо, привлекающее денежные средства и (или) имущество участников строительства (далее – застройщик), – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве участником строительства является физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и нежилого помещения или денежное требование, а также Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.

Должнику для осуществления строительства многоквартирного жилого дома Министерством строительного комплекса Московской области выдано разрешение на строительство от 13.10.2016 № Р1150-41-6240-2016.

В ходе осуществления своей деятельности ООО ПКФ «Гюнай» привлекало денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 201.1 Закона о банкротстве правила, установленные параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве, применяются независимо от того, имеет ли застройщик на праве собственности, аренды или субаренды земельный участок, а также независимо от того, обладает ли застройщик правом собственности или иным имущественным правом на объект строительства.

Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2016 № 304-ЭС16-4218, из анализа положений пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве следует, что для признания за должником соответствующего статуса, помимо наличия общих признаков банкротства, необходимо соблюдение специальных условий, а именно: привлечение им денежных средств и (или) имущества участника строительства; наличие к нему денежных требований или требований о передаче жилых помещений; объектом строительства выступает многоквартирный дом, который на момент привлечения денежных средства и (или) имущества участника строительства не введен в эксплуатацию (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2015 № 305-ЭС15-3229).

Основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков является обеспечение приоритетной защиты граждан — участников строительства как непрофессиональных инвесторов, о чем, в частности, свидетельствует установление для граждан третьей приоритетной очереди удовлетворения требований по отношению к другим кредиторам (пункт 1 статьи 201.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Поэтому применение названных правил должно быть направлено на достижение этой цели.

Как следует из материалов дела, при исследовании доказательств, представленных в материалы дела, должник осуществлял строительство многоквартирных домов и объектов социального и общественного назначения и привлекал денежные средства участников строительства путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

ООО «ПКФ «Гюнай» осуществляет строительство на имеющемся в распоряжении земельном участке:

 

Наименование объекта

Кадастровый номер земельного участка

Срок сдачи

Срок сдачи

1.

Многоэтажные жилые дома

(позиция № 1,2,3 по проекту

планировки)

50:28:0000000:359

4 кв. 2018

не сдан

 

В связи с изложенным, должник по смыслу ч. 1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве является застройщиком – лицом, привлекающим денежные средства и (или) имущество участников строительства, к которому имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

Фонд представил в материалы дела доказательства наличия у должника признаков неплатежеспособности, а именно: в отношении застройщика возбуждено исполнительных производств на общую сумму более 170 000 000 руб., нарушены сроки передачи объектов строительства участникам долевого строительства.

Согласно ч. 2.7 ст. 201.1 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве застройщика предусмотренные настоящим Федеральным законом наблюдение и финансовое оздоровление не применяются.

Арбитражный суд рассматривает обоснованность заявления о признании должника банкротом по правилам статьи 48 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании застройщика банкротом арбитражный суд при условии обоснованности требований заявителя принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Арбитражным судом установлено, что должник обладает признаками неплатежеспособности и/или недостаточности имущества.

Должник имеет неисполненные обязательства по передаче жилых помещений участникам долевого строительства с нарушением первоначального срока сдачи объекта строительства от 1 до 3,5 лет.

Должник имеет подтвержденную вступившими в законную силу решениями судов задолженность перед кредиторами на значительную сумму, не исполненную на протяжении длительного времени.

В настоящее время в отношении застройщика возбуждено не менее 432 исполнительных производства на общую сумму 177 186 624 руб. 23 коп., неисполненных с 2020 года, задолженность по которым не погашена до настоящего времени.

 

 

Приостановление операций ФНС России по счетам Должника указывает на наличие задолженности по налогам и сборам с 2022 г., а также на затруднение ведения операционной и хозяйственной деятельности (30 решений уполномоченного органа).

Застройщик нарушил первоначальные сроки ввода в эксплуатацию в отношении 5 многоквартирных домов на срок от 1 до 3,5 лет. Должник привлекал денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — «Закон об участии в долевом строительстве»).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона об участии в долевом строительстве застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства.

Вместе с тем, в нарушение п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 6 Закона об участии в долевом строительстве Должник не выполнил в установленные сроки принятые на себя обязательства перед гражданами – участниками долевого строительства по передаче жилых помещений (квартир) объектах строительства.

При рассмотрении вопроса об обоснованности заявления Фонда о признании Должника несостоятельным (банкротом) необходимо учитывать наличие у Должника просроченных обязательств перед участниками долевого строительства по передаче жилых помещений (квартир) во всех 5 строящихся многоквартирных домах на срок от 1 до 3,5 лет:

1) Должник осуществляет строительство на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Московская область, г. Домодедово, ул. Ледовская, участок 31 с кадастровым номером 50:28:0000000:0000359. Согласно Проектной декларации № 50-002192 от 10.10.2022 на земельном участке Должник осуществляет строительство 3-ех многоэтажных жилых домов № 1, 2, 3 с первоначальным сроком передачи объекта долевого строительства 30.03.2019, который в настоящий момент нарушен более чем на 3 года:

• Многоквартирный дом по адресу г. Домодедово, ул. Ледовская, д. 1, участок 31 общей площадью 19 472 кв.м., 18 этажей, на 302 квартиры жилой площадью 11 807,29 кв.м. Планируемая стоимость строительства согласно проектной декларации составляет 600 313 604 руб. (в ценах не ранее чем 2019 г.).

Согласно п. 19.7.3.1.1.2 Проектной декларации № 50-002192 от 10.10.2022 суммарная цена договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд по жилым помещениям составляет 623 257 643,31 руб., по нежилым помещениям – 12 971 700,00 руб., данная сумма рассчитывается исходя из совокупного размера заключенных застройщиком договоров участия в долевом строительстве, что означает, что в настоящий момент застройщик имеет неисполненные обязательства перед участниками долевого строительства по указанному объекту на сумму не менее 636 229 343,31 руб. основного долга, а также неустойки и штрафам в связи с нарушением сроков передачи помещений.

• Многоквартирный дом по адресу г. Домодедово, ул. Ледовская, д. 2, участок 31 общей площадью 36 027,49 кв.м., 18 этажей, на 544 квартиры жилой площадью 18 015,7 кв.м. Планируемая стоимость строительства согласно проектной декларации составляет 1 039 198 537 руб. (в ценах не ранее чем 2019 г.).

Согласно п. 19.7.3.1.1.2 Проектной декларации № 50-002192 от 10.10.2022 (стр. 124 Приложения № 1) суммарная цена договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд по жилым помещениям составляет 406 245 051,00 руб., по нежилым помещениям – 6 694 500,00 руб., данная сумма рассчитывается исходя из совокупного размера заключенных застройщиком договоров участия в долевом строительстве, что означает, что в настоящий момент застройщик имеет неисполненные обязательства перед участниками долевого строительства по указанному объекту на сумму не менее 412 939 551,00 руб. основного долга, а также неустойки и штрафы в связи с нарушением сроков передачи помещений.

• Многоквартирный дом по адресу г. Домодедово, ул. Ледовская, д. 3, участок 31 общей площадью 24 835,17 кв.м., 15-18 этажей, на 405 квартир общей площадью 16 928 кв.м.

Планируемая стоимость строительства согласно проектной составляет 987 322 680 руб. (в ценах не ранее чем 2019 г.). Согласно п. 19.7.3.1.1.2 Проектной декларации № 50-002192 от 10.10.2022 суммарная цена договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд по жилым помещениям составляет 483 539 632,00 руб., по нежилым помещениям – 68 734 900,00 руб., данная сумма рассчитывается исходя из совокупного размера заключенных застройщиком договоров участия в долевом строительстве, что означает, что в настоящий момент застройщик имеет неисполненные обязательства перед участниками долевого строительства по указанному объекту на сумму не менее 552 274 532,00 руб. основного долга, а также неустойки и штрафы в связи с нарушением сроков передачи помещений.

Таким образом, общая стоимость строительства всех объектов на указанном земельном участке согласно проектной декларации составляет не менее 2 626 834 821 руб. (в ценах не ранее чем 2019 год), при этом, следует учитывать восходящую динамику изменения цен на рынке строительства, свидетельствующую о значительном подорожании выполнения соответствующих работ в 2022 году по сравнению с датами определения стоимости строительства в проектной декларации в 2019 году и ранее.

Более того, в настоящее время в актуальной Проектной декларации указано, что планируемая дата передачи квартир дольщикам увеличена на 4 года 9 месяцев до 31.12.2023, что указывает на подтверждение самим застройщиком факта невозможности завершить строительство указанных объектов в установленные в первоначальной Проектной декларации сроки с существенным увеличением сроков передачи объектов строительства.

2) Должник осуществляет строительство на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, г. Домодедово, ул. Кирова, д. 17 с кадастровым номером 50:28:0010577:2.

Согласно Проектной декларации № 50-002196 от 02.10.2022 на земельном участке Должник осуществляет строительство многоэтажного жилого дома с первоначальным сроком передачи объекта долевого строительства 31.03.2021, который в настоящее время нарушен более, чем на 1,5 года.

• Многоквартирный дом по адресу г. Домодедово, ул. Кирова, д. 17, общей площадью 96 384 кв.м, 15-17 этажей, на 1284 квартиры жилой площадью 70 761,50 кв.м. Планируемая стоимость строительства согласно проектной декларации составляет 2 619 120 160 руб. (в ценах не ранее чем 2019 г.).

Согласно п. 19.7.3.1.1.2 Проектной декларации № 50-002196 от 02.10.2022 суммарная цена договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд по жилым помещениям составляет 1 624 498 627,7 руб., по нежилым помещениям – 17 863 450 руб., данная сумма рассчитывается исходя из совокупного размера заключенных застройщиком договоров участия в долевом строительстве, что означает, что в настоящий момент застройщик имеет неисполненные обязательства перед участниками долевого строительства по данному объекту строительства на сумму не менее 1 642 362 077,7 руб. основного долга, а также неустойки и штрафы в связи с нарушением сроков передачи помещений.

Также срок передачи квартир дольщикам увеличен на 1 год 9 месяцев до 31.12.2023, что указывает на подтверждение самим застройщиком факта невозможности завершить строительство указанного объекта в установленные в первоначальной Проектной декларации сроки с существенным увеличением сроков передачи объектов строительства.

3) Должник осуществляет строительство на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, г. Домодедово, ул. Ледовская, д. 8-9 с кадастровым номером 50:28:0060217:211.

Согласно Проектной декларации № 50-002195 от 10.10.2022 на земельном участке Должник осуществляет строительство многоэтажного жилого дома с первоначальной датой передачи застройщиком объекта долевого строительства 31.12.2018, который в настоящее время нарушен более, чем на 3,5 года.

• Многоквартирный дом по адресу г. Домодедово, ул. Ледовская, д. 8-9, общей площадью 44 333,24 кв.м, 18 этажей, на 542 квартиры жилой площадью 30 670,41 кв.м. Планируемая стоимость строительства составляет 1 382 167 663 руб. (в ценах не ранее чем 2019 г.). Согласно п. 19.7.3.1.1.2 Проектной декларации № 50-002195 от 10.10.2022 суммарная цена договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд по жилым помещениям составляет 1 531 084 979,7 руб., данная сумма рассчитывается исходя из совокупного размера заключенных застройщиком договоров участия в долевом строительстве, что означает, что в настоящий момент застройщик имеет неисполненные обязательства перед участниками долевого строительства на сумму 1 531 084 979,7 руб.

Также дата передачи квартир участникам строительства увеличен на 5 лет до 31.12.2023, что указывает на подтверждение самим застройщиком факта невозможности завершить строительство указанного объекта в установленные в первоначальной Проектной декларации сроки с существенным увеличением сроков передачи объектов строительства.

Таким образом, общая планируемая стоимость строительства всех многоквартирных домов застройщиком составляет 6 628 122 644 руб. в ценах, определённых ещё до 2019 г.

Фактическая стоимость строительства указанных домов в настоящий период времени с учетом роста цен. Данное обстоятельство фактически указывает на невозможность исполнения обязательств перед участниками долевого строительства по завершению объектов строительства в срок.

2 многоквартирных дома застройщика внесены в Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО).

В соответствии со ст. 23.1 Закона об участии в долевом строительстве ведётся Единый реестр проблемных объектов, в который подлежат включению многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве.

При этом, многоквартирные дома по адресу г. Домодедово, ул. Ледовская, д. 2 и д. 3 внесены в Единый реестр проблемных объектов, что также подтверждает нарушение обязательств перед участниками строительства по договорам долевого участия в строительстве на срок более 6 месяцев.

 

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается только после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

Согласно материалам дела, должником разрешение на ввод объектов в эксплуатацию не получено.

С учетом изложенного, а также в силу наличия у Фонда специальной правоспособности инициирования процедуры банкротства застройщика, предусмотренной Законом о банкротстве, и закрепленной за ним публично-правовой функции защиты интересов участников долевого строительства от имени Российской Федерации, суд полагает, что предмет доказывания признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества должника ограничивается минимально достаточным кругом обстоятельств, указывающих на невозможность удовлетворения застройщиком требований участников строительства, которые по своей правовой природе обладают особым субъектным статусом в отношениях с застройщиком в силу отсутствия у граждан предпринимательского интереса как такового при заключении договоров долевого участия и отсутствия профессиональных познаний, позволяющих исключить возможные риски.

Данные обстоятельства являются основанием для открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства по заявлению Фонда.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве застройщика, до шести месяцев (ч. 2.7 ст. 201.1 Закона о банкротстве).

Согласно п. 2.4 ст. 201.1 Закона о банкротстве при подаче заявления о признании застройщика банкротом в нем указываются кандидатура арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой является указанный арбитражный управляющий.

Согласно п. 2.4 ст. 201.1 Закона о банкротстве при подаче заявления о признании застройщика банкротом в нем указываются кандидатура арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой является указанный арбитражный управляющий.

Общество является застройщиком и рассмотрение дела о банкротстве должника должно осуществляться с учетом особенностей, приведенных в параграфе 7 главы IX Закона о банкротстве.

Одной из таких особенностей является приоритет заявлений Фонда о банкротстве должников — застройщиков по отношению к заявлениям других кредиторов.

Нарушение сроков передачи объекта строительства свидетельствует о признаках недостаточности денежных средств и имущества должника.

В данном случае должник относится к категории должников-застройщиков, в отношении которых законодатель предусмотрел введение процедуры банкротства — конкурсное производство при наличии оснований, свидетельствующих о значительном риске наступления несостоятельности (банкротства), в частности признаков неплатежеспособности и/или недостаточности имущества.

Введение процедуры конкурсного производства в отношении застройщика, минуя процедуру наблюдения (в экстраординарном порядке), является предоставлением дополнительных гарантий гражданам-участникам долевого строительства по защите их прав и интересов, и, в первую очередь, для обеспечения завершения строительства объектов, и обусловлено необходимостью своевременного введения процедуры банкротства при наличии минимально достаточного круга обстоятельств, указывающих на невозможность удовлетворения застройщиком требований участников строительства.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35, части 1 и 3). В силу ее статей 15 (часть 2), 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2) и исходя из общеправового принципа справедливости, действующего в сфере регулирования имущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и самостоятельности их участников, защита права собственности и иных имущественных прав, включая право требования, должна осуществляться с учетом принципа соразмерности, с тем чтобы обеспечивался баланс прав и законных интересов участников гражданского оборота: собственников, кредиторов, должников. Вводимые ограничения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договора должны быть справедливыми, адекватными и пропорциональными, не затрагивать существо конституционных прав, т.е. не сужать пределы применения конституционных норм. Как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации: только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 № 10-П, от 14.05.2012 № 11-П, от 5.03.2019 № 14-П, от 12.05.2020 № 23-П и др.).

В Постановлении от 22 июня 2017 года № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что с жилым помещением связаны не только конституционно значимые имущественные интересы гражданина, но и гарантии права на жилище, закрепленные статьей 40 Конституции Российской Федерации. Заключение договоров с целью приобретения жилого помещения, в том числе посредством участия в долевом строительстве, может быть направлено на удовлетворение не только жилищных потребностей гражданина, но и его экономических интересов (сбережение денежных средств, формирование имущественной базы для дальнейшего получения дохода от сдачи жилья внаем и т.д.), притом что жилым помещением достаточной площади он уже обеспечен. Тем не менее участие в долевом строительстве выступает прежде всего формой реализации гражданами своего интереса в обеспечении личной потребности в жилище. При этом гарантированность права на жилище при участии в долевом строительстве, в силу значимости жилища для граждан, является важным фактором доверия к действиям публичной власти, так как, несмотря на частноправовой характер соответствующих отношений, возникновение тяжелой жизненной ситуации вследствие неисполнения застройщиком обязательств дает основания для упрека в недостаточном принятии государством мер для защиты интересов граждан. Этим объективно, исходя из предписаний статей 7 и 75.1 Конституции Российской Федерации, обусловлена возможность установить в регулировании отношений в области долевого строительства (в том числе в связи с банкротством застройщика) приоритет удовлетворения интересов граждан, приобретающих таким путем жилые помещения или машино-места и нежилые помещения площадью не более семи квадратных метров, которые приобретаются в основном для использования вместе с жилым помещением.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», включая параграф 7 «Банкротство застройщиков» главы IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц», предусматривает возможность приобретения публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» или соответствующими фондами субъектов Российской Федерации прав застройщика-банкрота на земельный участок с находящимися на нем объектами незавершенного строительства для завершения строительства этих проблемных объектов, что в целом направлено на защиту прав граждан применительно к жилищному строительству.

В свою очередь, Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью Фонда, который представляет собой унитарную некоммерческую организацию, созданную для осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных данным Федеральным законом. Учредителем Фонда является Российская Федерация, а к целям его деятельности относится в том числе содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан — участников строительства, включая участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений (статьи 2 и 3 данного Федерального закона). Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества юридических лиц, правопреемником которых он является, компенсационного фонда, а также имущества, приобретенного за счет имущественных взносов Российской Федерации, инвестирования временно свободных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований, доходов, полученных Фондом от своей деятельности, и иных не запрещенных законом поступлений (статья 4 данного Федерального закона).

Соответствующие региональные фонды создаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации исходя из тех же целей деятельности и принципов формирования. По существу, эти фонды выступают организационно-правовой формой использования публичных финансовых ресурсов для содействия в разрешении ситуаций, возникающих при банкротстве застройщиков и характеризуемых рисками нарушения прежде всего прав граждан — участников долевого строительства, приобретающих жилые помещения.

Сама же применяемая при урегулировании обязательств застройщика перед участниками строительства передача его имущества и связанных с ним обязательств, в свое время введенная в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», представляет собой, по сути, реабилитационный план по созданию механизма исполнения обязательств застройщика-должника перед, прежде всего, гражданами, внесшими денежные средства за жилые помещения, направленный не на продажу недостроенного дома и соответствующего земельного участка (или прав на него) и распределение полученной суммы между кредиторами, как это обычно происходит в процедуре банкротства, а на завершение строительства новым застройщиком вне зависимости от иных результатов дела о банкротстве и передачу этим новым застройщиком участникам долевого строительства помещений в доме.

Данная правовая позиция закреплена в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.07.2022 № 34-П «По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой».

Должник не представил в материалы дела относимые и допустимые доказательства, подтверждающие погашение задолженности перед кредиторами, не представил доказательства наличия у застройщика активов (имущество, денежные средства, дебиторская задолженность и иное), достаточных для завершения строительства многоквартирного дома и исполнения обязательств перед кредиторами.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 201.1 Закона о банкротстве конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным названным Законом требованиям и аккредитованные Фондом.

При подаче заявления о признании должника банкротом, в качестве кандидатуры конкурсного управляющего Фондом был указан член Ассоциации Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих Киселев Григорий Николаевич.

От Ассоциации Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих в материалы дела поступил отказ от утверждения в деле о банкротстве.

Заявитель представил в арбитражный суд уточненное требование, в котором просит утвердить конкурсным управляющим ООО ПКФ «Гюнай» арбитражного управляющего Лепиева Адама Алуевича, члена АССОЦИАЦИИ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ».

Указанной саморегулируемой организацией в материалы дела представлены документы на кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения его конкурсным управляющим должника с заключением о его соответствии требованиям ст. ст. 20, 20.2 Закона о банкротстве.

Указанная кандидатура арбитражного управляющего соответствует требованиям, установленным ст. ст. 20, 201.1 Закона о банкротстве, и аккредитована Фондом.

Возражений по указанной кандидатуре конкурсного управляющего не заявлено.

В п. 2.6 ст. 201.1 Закона о банкротстве указано на то, что арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении Фонда о признании застройщика банкротом.

Ежемесячный размер вознаграждения конкурсному управляющему определяется арбитражным судом в соответствии со ст. 20.6 Закона о банкротстве в 30 000 руб. в месяц за счет имущества должника.

Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 45, 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд

РЕШИЛ:

 

принять уточнение заявленных требований.

В удовлетворении ходатайств об отложении судебного заседания отказать.

Применить при несостоятельности (банкротстве) ООО ПКФ «Гюнай» (ИНН 5009002812) правила § 7 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» «Банкротство застройщиков».

Признать ООО ПКФ «Гюнай» (ИНН 5009002812) несостоятельным (банкротом).

Открыть в отношении ООО ПКФ «Гюнай» (ИНН 5009002812) конкурсное производство сроком на один год, до 24 ноября 2023 года.

Утвердить конкурсным управляющим Лепиева Адама Алуевича (ИНН 201203635388, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 19717, адрес для направления корреспонденции: 121151, Москва, а/я 298; тел. 8-967-954-31-34, e-mail: adamlepiev77@gmail.com; член МСО ПАУ).

Утвердить размер вознаграждения конкурсному управляющему в сумме 30 000 руб. ежемесячно за счет имущества должника.

Прекратить полномочия руководителя должника и обязать в трехдневный срок передать конкурсному управляющему все печати, штампы, материальные и денежные средства должника, а также всю документацию.

Конкурсному управляющему осуществить публикацию сведений о признании должника банкротом, доказательства публикации представить в дело, по окончании срока конкурсного производства  представить в суд отчет.

Взыскать с ООО ПКФ «Гюнай» в пользу ППК «Фонд развития территорий» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Выдать исполнительный лист в порядке, установленном статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего и по вопросу о возможности завершения конкурсного производства в отношении должника на 22.11.2023 на 16.00 в Арбитражном суде Московской области по адресу: г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 18, зал № 604, 6 этаж, тел. (495) 607-87-58. Документы представить в материалы дела посредством информационного сервиса «Мой арбитр».

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

 

Судья                                                                          Морхат П.М.