Решение о признании банкротом ООО «Ависта»

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2021 года по делу №А41-71861/20 

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Михайловой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головатовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» о признании ООО «Ависта» (ИНН 5075015652, ОГРН 1025007585679) несостоятельным (банкротом),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Главного управления государственного строительного надзора по Московской области и Министерства Жилищной политики Московской области,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

12 ноября 2020  в Арбитражный суд Московской области поступило заявление ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (ИНН 7704446429, ОГРН 5177746100032) о признании ООО «Ависта»  (ИНН 5075015652, ОГРН 1025007585679) несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 25.11.2020 заявление ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» принято к производству и назначено к рассмотрению по проверке его обоснованности.

Представитель публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» в судебном заседании поддержал заявление.

Представители Главного управления государственного строительного надзора по Московской области, Министерства Жилищной политики Московской области и должник не возражали против удовлетворения заявления.

В адрес суда от Моновой Ю.А. поступило ходатайство о привлечении ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Рассмотрев заявленное ходатайство Моновой Ю.А., заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, изучив их в совокупности, суд установил следующее.

Частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) закреплено, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

О вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится определение (часть 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Закон о банкротстве не предусматривает процессуальный статус третьего лица, участвующего в деле, в том виде, в котором он предусмотрен статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В статье 19 Закона о банкротстве определен круг лиц, признаваемых заинтересованными для целей данного Закона, а статьями 34, 35 названного Закона определяет круг лиц, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

В соответствии со статьей 34 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Статьей 35 Закона о банкротстве предусмотрена возможность участия в арбитражном процессе представителя работников должника; представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия; представителя учредителей (участников) должника; представителя собрания кредиторов или представителя комитета кредиторов; представителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иных лиц в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте 1 пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее — Постановление № 35) непосредственными участниками обособленного спора помимо основных участников дела о банкротстве являются, в частности, при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом — заявитель, а также все иные лица, чьи заявления о признании должника банкротом были приняты судом к рассмотрению.

Подпунктом 3 пункта 15 Постановления № 35 установлено, что непосредственными участниками обособленного спора помимо основных участников дела о банкротстве при рассмотрении заявлений, ходатайств или жалоб являются подавшее их лицо, а также лицо, права которого могут быть затронуты.

В рассматриваемом случае Монова Ю.А не обращалась в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, свои требования в установленном порядке не заявляла, участниками обособленного спора они не являются.

При изложенных обстоятельствах ссылка Моновой Ю.А. на договор участия в долевом строительстве, сама по себе не является основанием для привлечения ее к участию в деле в требуемом правовом статусе — третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стадии проверки обоснованности требований заявителя по делу о несостоятельности и установления у должника признаков несостоятельности.

Действующим законодательством установлена специальная форма участия кредиторов — участников долевого строительства в деле о несостоятельности застройщика.

Законодательство о банкротстве не предусматривает привлечение кредиторов на стадии рассмотрения вопроса по проверке обоснованности заявления о банкротстве должника, однако предусматривает особый порядок реализации такими кредиторами своих прав на судебную защиту в рамках дела о банкротстве должника.

Свои субъективные права по отношению к должнику (при наличии неисполненных обязательств по договору участия в долевом строительстве) в случае введения в отношении последнего процедуры банкротства кредитор может реализовать посредством использования специальных механизмов, предусмотренных в Законе о банкротстве (статьи 201.4, 201.8 Закона о банкротстве).

При таких обстоятельствах, заявление Моновой Ю.А. удовлетворению не подлежит.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства»  создан в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с Законом № 218-ФЗ основными задачами Фонда является защита прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства жилья и финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства.

Исходя из действующей редакции вышеназванного закона, механизм защиты прав и интересов граждан, включая финансирование завершения строительства, может быть осуществлен только в рамках процедур, предусмотренных Законом о банкротстве.

В целях реализации указанного механизма Законом № 218-ФЗ были внесены существенные изменения в параграф 7 главы 9 Закона о банкротстве, которые вступили в силу с 1 января 2018 года.   В частности, Фонду предоставлено право, в том числе в случаях, если он не является кредитором застройщика, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом (пункт 2.6 статьи 201.1. Закона о банкротстве).

При этом в соответствии с пунктом 2.7 статьи 201.1. Закона о банкротстве, при рассмотрении дела о банкротстве застройщика предусмотренные процедуры наблюдения и финансового оздоровления не применяются. Признав заявление о признании должника банкротом обоснованным, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Введение процедуры конкурсного производства в отношении застройщика, минуя процедуру наблюдения (в экстраординарном порядке), является предоставлением дополнительных гарантий гражданам — участникам долевого строительства по защите их прав и интересов, и, в первую очередь, для обеспечения завершения строительства объектов, и обусловлено необходимостью своевременного введения процедуры банкротства при наличии минимально достаточного круга обстоятельств, указывающих на невозможность удовлетворения застройщиком требований участников строительства.

По смыслу пункта 2.6. статьи 201.1 Закона о банкротстве Фонд наделен специальной правоспособностью инициировать процедуру несостоятельности застройщика, даже в случае, когда Фонд не является кредитором застройщика и без представления в суд, рассматривающий дело о банкротстве, вступившего в законную силу судебного акта о взыскании долга в общеисковом порядке.

Учитывая публично-правовую функцию Фонда, как заявителя по делу о банкротстве застройщика, а также, что в соответствии с нормами Закона о банкротстве, целью введения конкурсного производства в отношении застройщика является предоставление участникам строительства гарантий по защите их прав и интересов, приоритет заявления Фонда перед заявлениями иных кредиторов, с одновременной отменой общего порядка календарной очередности рассмотрения заявлений кредиторов о банкротстве застройщика установленный в п.2.6 ст. 201.1 Закона о банкротстве является специальной нормой, устанавливающей особый порядок правового регулирования признания застройщика банкротом и утверждение кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика.

Такое регулирование направлено на обеспечение подлинной независимости управляющего, предотвращение потенциального конфликта интересов, то есть на устранение всяких сомнений по поводу того, что управляющий, предложенный Фондом, в приоритетном порядке будет учитывать интересы отдельного кредитора, ущемляя тем самым права гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов. Поскольку целью деятельности Фонда является защита прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства, в том числе и путем реализации их права на выплату возмещения за счет средств государственного компенсационного фонда долевого строительства, правила приоритетности заявления Фонда по п.2.6 ст.201.1 Закона о банкротстве подлежат применению во взаимосвязи с положениями ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2.7 статьи 201.1 Закона о банкротстве арбитражный суд рассматривает обоснованность заявления о признании должника банкротом по общим правилам статьи 48 Закона о банкротстве с учетом особенностей и изъятий, установленных параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона о банкротстве определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве либо заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или статьи 9 Закона о банкротстве.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в суд возникает у конкурсного кредитора с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, параграфом 7 главы 9 Закона о банкротстве предусмотрены изъятия из общего правила доказывания обоснованности заявления применительно к случаям, когда с заявлением о несостоятельности (банкротстве) застройщика обращается Фонд.

При обращении с заявлением о признании застройщика несостоятельным (банкротом) Фонд освобожден от необходимости соблюдения положений пункта 2 и пункта 2.1 статьи 7 и пунктов 8, 9 статьи 42 Закона о банкротстве, предусматривающих в частности:

наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств;

предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

Согласно пункту 2.6 статьи 201.1 Закона о банкротстве, при обращении Фонда в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом принимаются во внимание представленные им доказательства наличия признаков неплатежеспособности и или) недостаточности имущества застройщика и не требуется наличие судебных решений, подтверждающих денежные требования к застройщику.

В силу специфики деятельности застройщиков, осуществляющих строительство в соответствии с Законом об участии в долевом строительстве, в частности, связанной с
привлечением денежных средств граждан, и полномочий Фонда, застройщик является той
категорией должников, в отношении которой законодатель предусмотрел введение
процедуры банкротства – конкурсного производства при наличии оснований,
формально     свидетельствующих о значительном  риске наступления несостоятельности (банкротства), в частности, признаков неплатежеспособности и/или недостаточности имущества.

Следовательно, учитывая предусмотренные Законом о банкротстве особенности
инициирования процедуры банкротства по заявлению Фонда рассмотрению подлежат не только стандартные средства доказывания общих оснований несостоятельности (решение суда о взыскании задолженности), но и любые           иные, подтверждающие неплатежеспособность и/или недостаточность имущества застройщика.

В этой связи, по заявлению Фонда застройщик может быть признан несостоятельным (банкротом) при предоставлении любых относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о неплатежеспособности или недостаточности имущества застройщика.

Учитывая публично-правовую функцию Фонда как заявителя по делу о банкротстве Застройщика, в также, что в соответствии с нормами Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ целью введения конкурсного производства в отношении застройщика является предоставление участникам строительства гарантий по защите их прав и интересов, в том числе путем реализации их права на выплату Фондом возмещения, при оценке судом доказательств неплатежеспособности должника-застройщика суду необходимо исходить из необходимости своевременности  введения процедуры банкротства при  наличии минимально достаточного круга обстоятельств, указывающих на невозможность удовлетворения застройщиком требований участников строительства и учитывать не только общие признаки неплатежеспособности, но и специальные признаки неплатежеспособности  застройщика.

Согласно части 1 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве застройщиком является лицо, привлекающее денежные средства и (или) имущество участников строительства,  юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

Согласно части 2 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве участник строительства — физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и нежилого помещения или денежное требование, а также Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.

Как следует из материалов дела,  должнику для осуществления комплексного многоэтажного строительства многоквартирного жилого дома и объектов социального и общественного назначения Министерством строительного комплекса Московской области выдано разрешение на строительство от 14.10.2015 № 50-25-2272-2015.

Судом установлено, что ООО «Ависта» привлекало (привлекает) денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 201.1 Закона о банкротстве правила, установленные параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве, применяются независимо от того, имеет ли застройщик на праве собственности, аренды или субаренды земельный участок, а также независимо от того, обладает ли застройщик правом собственности или иным имущественным правом на объект строительства.

В связи с изложенным, должник по смыслу части 1 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве является застройщиком — лицом, привлекающим денежные средства и (или) имущество участников строительства, к которому имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

Перечисленные  обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела о банкротстве ООО «Ависта» подлежат применению положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве.

В отношении застройщика возбуждено 335 исполнительных производств на общую сумму более 72 097 601 руб., задолженность по которым не погашена, исполнительные производства не окончены.

Арбитражным судом вынесено 23 решения, вступивших в законную силу и не исполненных до настоящего времени, о взыскании с  ООО «Ависта» задолженности в общей сумме 9 500 000 руб., что свидетельствует о недостаточности денежных средств застройщика для исполнения обязательств и может привести к инициированию процедуры банкротства со стороны кредиторов.

Нарушение сроков передачи объекта строительства свидетельствует о признаках недостаточности денежных средств и имущества должника, а также является основанием для расторжения договоров долевого участия и возврата уплаченной цены по договору (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 214-ФЗ). Так, по данным с официального сайта Рузского районного суда Московской области в отношении ООО «Ависта» рассмотрено/находится на рассмотрении более 90  исковых заявлений участников долевого строительства, ответчиком по которым выступает ООО «Ависта», связанные с неисполнением застройщиком своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве, что подтверждает невозможность исполнения должником своих обязательств по возведению многоэтажных домов в связи с неплатежеспособностью и недостаточностью имущества должника.

Операции по счетам ООО «Ависта» приостановлены на основании 25 решений ФНС России, что указывает на невозможность ведения застройщиком операционной и, как следствие, хозяйственной деятельности.

Контролирующими и уполномоченными органами установлены неоднократные нарушения, допущенные застройщиком при ведении хозяйственной деятельности, приведшие к возникновению у должника признаков неплатежеспособности, недостаточности имущества и, как следствие, невозможности исполнения обязательств перед участниками долевого строительства

Суд обращает внимание на отличие правовых механизмов банкротства застройщиков, имеющих социально значимый характер, от правовых механизмов банкротства «обычных» организаций, основанных на принципах формального равенства кредиторов и диспозитивности.

В частности, декларированная Законом о банкротстве правовая природа банкротства организаций, заключающаяся в достижении цели пропорционального удовлетворения требований всех кредиторов, не применима к процедурам банкротства застройщиков и не отвечает принципам и задачам параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве, а именно, обеспечение дополнительных гарантий и защиты прав участников долевого строительства в отношении, прежде всего, конституционного права на жильё.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что требования участников долевого строительства не являются денежными, ввиду чего дольщики фактически лишены правовых механизмов защиты своих прав и интересов в виде понуждения застройщика к исполнению обязательств по передаче жилых помещений, в связи с чем Фонд в силу Закона № 218-ФЗ и был наделен специальной правоспособностью инициирования процедур банкротства застройщиков. При этом, в денежном эквиваленте относительно суммы и количества договоров долевого участия требования участников долевого строительства всегда являются значительными, в том числе по отношению к иным кредиторам.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что согласно п. 1 ст. 201.15-3 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств, но не ранее восьми месяцев с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и не позднее одного месяца до даты завершения конкурсного производства.

В качестве кандидатуры конкурсного управляющего Фондом  заявлен Новиков Павел Васильевич, член  Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

В материалы дела указанной СРО представлены документы на кандидатуру арбитражного управляющего Новикова Павла Васильевича, для утверждения его конкурсным управляющим должника.

Обоснованных возражений относительно заявленной кандидатуры в материалы дела не представлено, данная кандидатура отвечает требованиям ст. 20 Закона о банкротстве, поэтому Новиков Павел Васильевич подлежит утверждению конкурсным управляющим должника.

Ежемесячный размер вознаграждения конкурсному управляющему определяется арбитражным судом в соответствии со ст. 20.6 Закона о банкротстве в размере 30 000 руб. в месяц за счет имущества должника.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями  20, 45, 52, 53, 124, 127 пункта 1 статьи 225 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г., арбитражный суд

РЕШИЛ:

 

заявление Моновой Юлии Александровны о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, оставить без удовлетворения.

Заявление публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства»  признать обоснованными.

Применить при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Ависта» (ИНН 5075015652, ОГРН 1025007585679) правила § 7 главы IX (девятой) Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Признать ООО «Ависта» (ИНН 5075015652, ОГРН 1025007585679) несостоятельным (банкротом).

Открыть в отношении должника ООО «Ависта» (ИНН 5075015652, ОГРН 1025007585679) конкурсное производство сроком на один год, до 17 мая 2022 года.

Утвердить конкурсным управляющим Новикова Павла Васильевича (ИНН 772109351283, номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих № 69, адрес для направления корреспонденции: 121099, г. Москва, а/я 1; член Ассоциации МСОПАУ).

Обязать руководителя должника в течение трех дней передать бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности конкурсному управляющему.

Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего должника на 16 мая 2022 года 11 часов 00 минут в зале № 537 Арбитражного суда Московской области по адресу: г. Москва, пр-т Академика Сахарова, 18.

Конкурсному управляющему уведомить всех известных участников строительства о возможности и порядке предъявления требований кредиторов, а также по завершении расчетов с кредиторами представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, ходатайство о продлении срока конкурсного производства, либо о его завершении.

Взыскать с ООО «Ависта» в пользу публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья                                                                                     Н.А. Михайлова